ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Научно-методическое печатное издание «Мудрец» 0+
ПИ № ФС 77-76528 Территория распространения. Российская Федерация,зарубежные страны
г. Туапсе
89881539093
izdaniye24@mail.ru

Научно-методическое печатное издание «Мудрец» 0+

ПИ № ФС 77-76528 Территория распространения. Российская Федерация,зарубежные страны
МЕНЮ

Публикации для воспитателей СМИ

Выполнила:

Студентка 4 курса,

группа. 4 Б

Специальность:

дошкольное образование

Арутюнян Роза

Преподаватель:

Егорова М.Н.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ

«ТУАПСИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Основы учебно-исследовательской деятельности студентов

На тему: Развитие воображения у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность

 

 

Выполнила:

Студентка 4 курса,

группа. 4 Б

Специальность:

дошкольное образование

Арутюнян Роза

Преподаватель:

Егорова М.Н.

 

 

 

2017

Оглавление

 

 

Введение………………………………………………………........….

 3

 

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей воображения в дошкольном возрасте ………....……………………………………

 

 6

 

1.1

Определение и сущность воображения……………………..….

 6

 

1.2

Виды воображения и способы создания творческих образов …

11

 

1.3

Особенности воображения у детей дошкольного возраста……

17

 

Глава 2. Экспериментальное исследование воображения детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности…………………………………………………………..

 

 

31

 

2.1

Констатирующий эксперимент………………………………....

31

 

2.2

Формирующий эксперимент …………………………………….

39

 

2.3

Анализ результатов контрольного эксперимента……………….

49

 

Заключение……………………………………………….……………..

55

 

Список используемых источников……………………………..……..

57

 

Приложение…………………………………………………………….

60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. В современный период развития общества существует необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

В исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.

Воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительной деятельности.

Проблемой исследования является развитие воображения как основы творческой деятельности дошкольников.

Целью работы является изучение возможностей воображения дошкольников посредством изобразительной деятельности.

Объектом исследования является процесс развития воображения у детей дошкольного возраста.

Предметом исследования являются особенности развития творческого воображения у дошкольников.

Гипотеза исследования: предполагаем, что изобразительная деятельность будет способствовать развитию воображения дошкольников, если изобразительная деятельность будет использоваться не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни ребенка.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть особенности воображения у детей дошкольного возраста;
  2. Провести диагностику воображения детей дошкольного возраста;
  3. Определить возможные пути развития воображения у детей дошкольного возраста;
  4. Разработать рекомендации по развитию воображения у детей.

Гипотеза исследования. Целенаправленное развитие воображения дошкольников посредством изобразительной деятельности будет способствовать повышению уровня развития воображения, а также остальных психических процессов (в частности, мышления, внимания).

Методы исследования. В данной работе использовались общетеоретические (методы анализа, синтеза, аналогии, сравнения) и практические методы (наблюдение, эксперимент).

Работа представлена введением, 2 главами: теоретической и практической, заключением, списком литературы, приложениями.

 

Практическая часть

 

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста МБ ДОУ ДС №21 «Рябинка» п. Октябрьский. Количество испытуемых 30 человек, по 15 человек из экспериментальной и контрольной групп.

Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развития творческого воображения, логического мышления и памяти у детей дошкольного возраста. Для этого была использована методика Е. Торренса "Неполные фигуры", тест "Лишний предмет" , методика "Домик". Все работы детей можно поделить на 4 подгруппы:

1 подгруппа - оригинальные изображения во всех 3 случаях.

2 подгруппа - оригинальные изображения в 2 случаях.

3 подгруппа - оригинальные изображения в одном случае.

4 подгруппа - нет оригинальных изображений.

Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по каждой группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

Проведенная диагностика уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста выявила следующие  показатели: с высоким уровнем развития выявлен 1 ребенка (10%), со средним уровнем выявлено 5 детей (50 %), с низким уровнем выявлено 4 ребенка (40 %). Оригинальных изображений не выполнено.

Далее с детьми экспериментальной группы проводили формирующий эксперимент, целью которого было развитие творческого воображения в процессе изобразительной деятельности. Для этого использовались следующие методики:

  • упражнение "Три краски"
  • модифицированный тест Роршаха
  • упражнение "Волшебники" (Н.А. Сакович "Практика сказкотерапии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста")

Таким образом, в результате формирующего эксперимента была сделана попытка развития воображения у дошкольников через фантазию ("Три краски"), образное мышление (тест Роршаха) и эмоции ("Волшебники") посредством изобразительной деятельности.

После завершения формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.

В результате повторно проведенной диагностики уровня развития воображения были выявлены следующие  показатели: с высоким уровнем развития словаря выявлено 5 детей (50%), со средним уровнем выявлено 4 ребенка (40 %), с низким уровнем выявлен ни 1 ребенок (10 %). Это свидетельствует о том, что после проведения формирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе показатели уровней развития воображения детей существенно изменились в сторону повышения.

В результате проведенного исследования было выявлено, что комплексный подход к развитию воображения дошкольников посредством изобразительной деятельности способствует повышению уровней воображения в группе испытуемых дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Афонькина Ю.А., Себрукович З.Ф., Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. Модель инновационной деятельности. ФГОС, 2014.
  2. Белканова Л. В., Дошкольникам об искусстве. Изд.: Детство-Пресс, 2014.
  3. Гусева С., Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности / С. Гусева, О. Гончарова // Дошкольное воспитание : журнал. — 2014 .
  4. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В., Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании / монография. – М.: Перо, 2015.
  5. Долгова В.И., Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117).
  6. Долгова В.И., Попова Е.В., Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками / монография. – М.: Перо, 2015.
  7. Доронова Т.Н., Гризик Т. И., Программа дошкольного образования «Радуга».- М., «Просвещение», 2013.
  8. Доронова Т.Н., Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 1.
  9. Жукова, О. Г., И тонкой нити кружева... Пособие по развитию практических навыков и творческих способностей у детей дошкольного возраста / О.Г. Жукова. - М.: Детство-Пресс, 2014.
  10. Загвязинский В. И., Теории обучения и воспитания. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Гриф УМО вузов России, 2013.
  11. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. ИЗО- деятельность с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты       занятий. – М.: Сфера, 2013.
  12. Кривое зеркало. Развитие творческих способностей у детей 3-9 лет. - М.: Алиса, 2013.
  13. Киселева С. Л., Развитие воображения в изобразительной деятельности дошкольников: (в условиях формирования способности "видеть целое раньше частей") : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Киселева С.Л. – Брянск, 2012.
  14. Левидов А.М., Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 2013.
  15. Лобанова В., Педагогическая модель обучения детей старшего дошкольного возраста проектной деятельности / В. Лобанова, А. Тимошенко // Дошкольное воспитание : журнал . — 2014 .— №12 .
  16. Маклаков А.Г., Общая психология. - СПб.: Питер, 2012.
  17. Микляева Н.В., Дошкольная педагогика: Теория воспитания.- М.: ИЦ Академия, 2012.
  18. Микляева Н.В., Дошкольная педагогика. - Юрайт, 2013.
  19. Микляева Н.В., Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция. – М., 2014.
  20. Орлова М. А., Игры для развития творческих способностей / М.А. Орлова. - М.: Лада, 2013.
  21. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  22. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./ Под редакцией Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. – Яр.: Академия развития, 2016.
  23. Планирование в современном ДОУ. Методическое пособие под ред Н.В. Микляевой.- М.: ТЦ Сфера, 2013.
  24. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». ФГОС Под ред. Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А, М. «Просвещение», 2014 .
  25. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под науч. руков. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2013.

          

Публикация статьи в журнале Мудрец

Идёт приём статей

  • Стоимость размещения публикации статьи в печатном сборнике 500 рублей
    Внести орг. взнос
  • Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК.

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

© 2020. .