ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Научно-методическое печатное издание «Мудрец» 0+
ПИ № ФС 77-76528 Территория распространения. Российская Федерация,зарубежные страны
г. Туапсе
89881539093
izdaniye24@mail.ru

Научно-методическое печатное издание «Мудрец» 0+

ПИ № ФС 77-76528 Территория распространения. Российская Федерация,зарубежные страны
МЕНЮ

Публикации для воспитателей СМИ

Расширение словаря детей и совершенствование связной речи в процессе развития математических представлений.

Главная цель словарной работы с детьми в процессе развития математических представлений– уяснение точного смысла (значения) слов, отражение с их помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности

Обогащение, закрепление, активизация словаря – постоянная составная часть программного содержания каждого занятия в процессе развития математических представлений. Она полностью определяется требованиями “Программы”. Усвоение представлений о некоторых математических понятиях (множество, отношение, величина, число), простейшие вычисления, измерения строятся в основном на базе бытового словаря детей при крайнем ограничении специальных терминов (названий геометрических фигур, арифметических действий и некоторых других слов).

Условное деление словаря на активный и пассивный, дает возможность последовательности занятия от понимания смысла (значения) слов, означающих количественные, пространственные, временные отношения, к точному и осмысленному употреблению в речи. Словарь, который усваивают дети при формировании математических представлений, складываются из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными и глаголами, числительными, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами. Его специфическая особенность – значительное преобладание таких частей речи (числительных, прилагательных, наречий, предлогов), которые в обычном речевом обучении дети используют редко и не всегда точно.

Процесс математического развития предполагает планомерное и постепенное обогащение словарного запаса с помощью математических терминов: это пространственный словарь (между, около) словарь временных обозначений (в сумерки, медленно, вчера, сегодня, вечер, дни недели), словарь, характеризующий количественные отношения (много, столько сколько, меньше, больше, равно), слова – числительные, учиться согласовывать числительные с существительными на интуитивной основе.

Чем глубже осознаются математические связи, тем совершеннее они отражаются в речи. (Этот столбик выше, но тоньше синего. Левый верхний угол середина правого края). И, наоборот, с помощью слова глубже осознают и обобщаются количественные, пространственные, временные представления. Происходит обогащение речи и за счёт специальных терминов (название арифметических действий, геометрических фигур и т. д.). Речевое развитие происходит во взаимосвязи с сенсорными и мыслительными процессами.

В процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными (одна машина, две машины, пять машин).

Воспитатель формирует умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (гриб –грибы). В процессе сравнения конкретных множеств дошкольники должны усвоить математические выражения:больше, меньше, поровну. При усвоении порядкового счета различать вопросы: С к о л ь к о?, К о т о р ы й?, К а к о й?, при ответе правильно согласовывать порядковые числительные с существительным.

При знакомстве с величиной дети, устанавливая размерные отношения между предметами разной длины (высоты, ширины), учатся располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке и отражать порядок расположения в речи, например: шире –уже, самое широкое –самое узкое и т. д.

На занятиях дети усваивают геометрические термины: круг, квадрат, овал, треугольник,прямоугольник, шар, цилиндр, куб, учатся правильно произносить их и определять геометрическую форму в обиходных предметах, образуя соответствующие прилагательные (тарелка овальная,блюдце круглое и т. п.).

                                          

Воспитатель уделяет совершенствованию умения ориентироваться в окружающем пространстве и понимать смысл пространственных и временных отношений (в плане пассивной, а затем активной речи): слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра. При определении временных отношений в активный словарь детей включаются слова-понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Усвоение нового действия начинается с ориентировки в задании: детям показывают обобщенный способ выполнения. На его основе можно в дальнейшем выполнять любое аналогичное задание. Усвоение нового действии закрепляется практически в процессе выполнения заданий. Такую работу можно проводить уже к концу года в младшей группе, например по окончании темы “Установление соответствии между предметами с целью получения равенства (неравенства) двух групп”.По мере овладения действием с предметами становится возможным полное, развернутое выражение его в речи. Методические правильно требовать от детей выражать в речи не только результат и процесс выполнения, но и предварительное проговаривания действия. Можно даже предложить рассказать, как они будут выполнять задание, например, такое: положить на нижнюю полоску столько же предметов, сколько их на верхней, или, узнать, чему равна длина стола. Задание педагог формирует таким образом, чтобы в ответах отражался способ выполнения действий, т.е. характер и последовательность всех операций. Тогда и на последнем этапе формирования действия (действия в уме) станет возможным обоснование способа выполнения, результата без непосредственной опоры на практическое действие, наглядность.

Трех - четырехлетние дети не могут выполнить задание, которое решается чисто речевыми средствами, т.е. в плане внутренней речи. Им доступны (и способствуют дальнейшему развитию мышления и познавательных процессов) задания, выполняемые практическими средствами с незначительным участием внутренней речи. Поэтому целесообразно проговаривание хода выполнения задания или рассказ о выполненном.

Практические задания по формированию элементарных математических представлений в младшей и средней группах следует давать одновременно с указанием на место речевого выражения действия (“Раскладывай и говори, что ты делаешь. Расскажи, как ты выполнил задание. Что ты сделал? Расскажи. Почему взял сначала три предмета, а потом столько же положил справа?”).

Рассуждения пяти - шестилетних детей могут основываться только на зрительном восприятии анализируемого или сформированных представлений. Поэтому их речь следует за выполнением действия другим лицом. Вот почему задание сопровождается словесной инструкцией (“Объясни, как выполнял задание. Почему именно так? Расскажи, как будешь выполнять. Объясни, что я сделала. Объясни, как выполнила задание Лена”). Дифференцированный подход облегчает установление взаимосвязи действия и речи, постепенный переход к переходу к выполнению действия в уме. Но при этом соблюдаются организация предметной деятельности, ее осознание, подведение к обобщениям.

Итак, место, назначение и характер речи детей меняются по мере освоения действия. Если на первом этапе они выполняют задании с частичным проговариванием способа выполнения, то на втором и тем более на третьем – рассуждают. Умственное действие осуществляется в плане внутренней речи, речи про себя. Внутренняя речь дошкольников тесно связана с внешней предметной деятельностью. В этом своеобразие их умственных действий, в значительной степени опирающихся на наглядные образы и включенных непосредственно в практическую деятельность.

Публикация статьи в журнале Мудрец

Идёт приём статей

  • Стоимость размещения публикации статьи в печатном сборнике 500 рублей
    Внести орг. взнос
  • Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК.

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

© 2020. .